Навигация
|
Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов,
высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, - все эти факторы
приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство. Масштабы
ущерба, наносимого природе, зависят не только от использования энергоресурсов, но и в не меньшей степени от экологической
культуры и культуры энергопотребления населения.
В связи с этим Президентом и правительством Республики Беларусь постоянно проводится энергетическая политика,
направленная на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоемкости всех видов
продукции, разработку и внедрение в народном хозяйстве энергосберегающих технологий. Директивой №3 Президента Республики
Беларусь поставлена задача обеспечения энергетической безопасности и энергетической независимости страны, главными факторами
которых являются экономия и бережливость. Основа энергосбережения - рациональное использование энергоресурсов и сокращение их потерь.
Главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие
навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в достижении этих целей принадлежит
общеобразовательным учреждениям. Начинать просвещение необходимо в школе! Не только потому, что в школах имеется колоссальный потенциал
для энергосбережения. Важно другое - школьники научатся сами сохранять энергию в школе, научат всех дома, а в будущем совершат прорыв в
энергосбережении и на своих рабочих местах, а значит - во всей стране. И одну из главенствующих ролей в этом играет работа центра по
энергосбережению как информационного пространства по пропаганде, обучению и воспитанию подрастающего поколения в сфере сбережения природных
ресурсов.
Центр по энергосбережению нашего УПК большое внимание уделяет информационно-пропагандистской
деятельности, так как это одно из главнейших условий формирования у подрастающего поколения бережного и экономного отношения
к энергоресурсам и окружающей среде. С момента основания центра его посетили все работники и учащиеся школы.
|
Также проводятся специальные "уроки бережливости", на которых ребята получают информацию об источниках энергии и их роли в
жизни человека, правилах эффективного и экономного использования энергоресурсов.
|
|
Особым интересом у ребят старшего звена пользуются тематические книжные выставки на тему энергосбережения
("АЭС: за и против", "Энергосбережение дома"), что также играет немалую роль в пропагандистской работе.
Учащиеся УПК (особенно среднее и старшее звено) активно пользуются сайтом ШПИРЭ ( Школьная программа
использования ресурсов и энергии), где ребята знакомятся с мероприятиями по пропаганде энергосбережения и экономии ресурсов; с
интересными практическими работами (есть указания по их выполнению); с творчеством детей на тему энергосбережения и многим другим.
Постоянно расширяется методическая база центра. Основная информация находится на электронных носителях для
удобства пользования.
Учителя используют имеющуюся информацию (презентации, видеофильмы, конспекты занятий)
на уроках, классных и информационных часах, факультативах. В начальных классах проводится
факультатив "Азбука Берегоши", который представляет интегрированный курс, дающий первоначальные
знания об энергии, ее роли и значении, влиянии производства и потребления энергии на окружающую среду.
Занятия проводятся от имени условных и сказочных персонажей: Берегоши, Энергоши, Теплоши, Экоши, Водяши.
Благодаря факультативу школьники выражают интерес к проблеме энергосбережения. Они с
удовольствием принимают участие в агитбригаде "Сберегоша", готовят листовки, плакаты, сочиняют сказки. Работают патрули
"Электроша"(контроль за потреблением света), "Теплоша" (контроль за сохранением тепла), "Капелька" (контроль за водопотреблением).
Вместе с детьми родители учавствуют в проведении практических работ на темы "Объём использованной воды для утреннего умывания",
"Анализ потребления электроэнергии, воды и газа в семье по показаниям счетчиков".
Ресурсный центр по энергосбережению работает и по научно-исследовательскому направлению.
Исследовательская работа ученицы 4 класса Сакович Юлии "Вода - источник жизни" (руководитель Горбачевская Т.И., учитель
начальных классов) заняла 3 место на районной научной конференции среди учащихся в 2010 году. Были поставлены следующие цели
работы: изучить роль воды в жизни человека, сформировать представление о воде как источнике жизни, изучить свойства воды и доказать
её уникальность. Были взяты образцы колодежной воды и воды из реки Ошмянки и проведены опыты на цветность, осадок, запах, прозрачность.
При подведении итогов выявлено, что речная вода не пригодна для питья и лучший способ сохранить здоровье - пить чистую воду, обоснована
необходимость сбережения воды как ресурса.
Также идет работа по осуществлению проекта "Экономим электроэнергию- повышаем доходы семьи", в
котором принимают участие не только учащиеся, но и их родители.
Активное участие сами ученики принимают редакционно-издательской деятельности центра по энергосбережению.
Проводятся:
- конкурсы рисунков на тему энергосбережения, выпуск агитационных листовок;
- создан словарь специальных терминов;
- сбор печатных статей, затрагивающих вопросы энергосбережения;
- сочинение сказок, рассказов на тему энергосбережения;
- составление кроссвордов;
- создание памяток по энергосбережению.
В 2011 году кабинет по энергосбережению ГУО "Мурованоошмянковский учебно-педагогический
комплекс ясли-сад-средняя школа" Ошмянского района стал победителем республиканского конкурса
школьных проектов по экономии и бережливости "Энергомарафон - 2010" в номинации "Лучший практический центр
(музей) по энергосбережению" (3 место).
На данный момент методическая, теоретическая база расширяется, пополняется.
В дальнейшем планируется создание экспозиции "Источники света", презентация ресурсов центра более широкому
кругу лиц, организация обмена опытом.
|